вторник, 22 декабря 2009 г.

2009-й стал для Армении годом системного кризиса



По просьбе ВК итоги уходящего года подводит представитель армянской оппозиционной социал-демократической партии "Гнчак" ("Колокол"), бывший министр здравоохранения Арарат Мкртчян.
- Какие явления вы бы назвали наиболее характерными для уходящего года в Армении?
- Возьму на себя смелость сказать, что 2009 год для Армении стал годом системного кризиса. Системный кризис во власти, в экономике, в социальной сфере. Не хочу сгущать краски, но пессимистические прогнозы относительно этого года стали реальностью. Посмотрите на ситуацию в социально-экономической и внутриполитической сферах. Ведь внутриполитический кризис, возникший после известных событий 1 марта прошлого года, так и не был преодолен.
- 19 июня была объявлена амнистия, которая распространилась на большинство политических заключенных. Она не способствовала разрядке существующей напряженности?
- Амнистия ничего не дала ни обществу, ни политзаключенным. Да, они вернулись в свои семьи, но все эти люди были осуждены, то есть имеются обвинительные вердикты, вынесенные судами. Амнистия не разрядила внутриполитической обстановки - все проблемы сохранились, потому что нелегитимная власть косметическими методами не может разрядить ту обстановку недоверия, которая сегодня царит в стране.
- В уходящем году неоднократно указывалось на необходимость создания так называемой "третьей силы". Почему, на ваш взгляд, этот проект так и не удался?
- Поствыборные процессы прошлого года способствовали своеобразной чистке политического поля, то есть очень четко выкристаллизовалась расстановка всех политических сил. В частности, образовались и четко вырисовываются два центра силы - власть и оппозиция в лице Армянского национального конгресса. То обстоятельство, что политические силы, по сути, так и не услышали призыва лидера конгресса, первого президента Левона Тер-Петросяна начать совместную борьбу с целью восстановления в стране конституционного строя, подтверждает описанную мной конфигурацию сил на политическом поле. "Дашнакцутюн" и входящая в правящую коалицию партия "Процветающая Армения" пытаются сегодня играть в оппозицию. Однако эта оппозицинность имеет очень мягкое проявление. Скорее всего, у президента есть определенные рычаги воздействия на эти партии с целью усмирения последних.
- Вы указали на наличие двух основных центров силы - власти и оппозиции. Согласитесь ли вы с той точкой зрения, что президенту Сержу Саргсяну в результате недавнего съезда возглавляемой им Республиканской партии Армении удалось укрепить позиции власти?
- Съезд был нацелен на обеспечение безболезненного прохождения бюджета, предотвращение возможного раскола в среде республиканцев. Кроме того, было создано новое большинство в Национальном собрании с целью предотвращения попытки возвращения во власть экс-президента Роберта Кочаряна. Последний, как известно, опирается на другую коалиционную партию "Процветающая Армения". Однако с другой стороны, основное ядро Республиканской партии сегодня представлено олигархами. Последние же не испытывают уверенности в завтрашнем дне. Ведь известно, что сращивание политики и олигархии не допустимо.
- Партия "Гнчак" входит в Армянский национальный конгресс. Что, на ваш взгляд, можно считать наиболее серьезным завоеванием для оппозиции в этом году?
- На постсоветском пространстве нет столь хорошо организованной оппозиции, как АНК, которая продолжает партийное строительство. Это разнопрофильная структура, в которой действуют подразделения, занимающиеся экономическими, правовыми, внутри- и внешнеполитическими вопросами. В течение полутора лет противостояния с властями конгресс состоялся. И это можно считать серьезным завоеванием оппозиции в этом году.
- Весь прошедший год проходил под знаком финансово-экономического кризиса. Как кризис повлиял на Армению?
- Несмотря на все заверения властей в том, что мировой кризис обойдет нас, в начале 2009 года "в дверь постучался" финансовый кризис, перешедший в экономический. Самое страшное, что мы уже стоим на пороге социального кризиса, и этого никто не может отрицать. Об этом свидетельствует и утвержденный несколько дней назад госбюджет на 2010 год, который не предусматривает никаких социальных буферов для предохранения от социального взрыва. Это абсурд - МВФ прогнозирует увеличение числа социально необеспеченных граждан до 170 тысяч, а мы урезаем средства на социальные программы. Словом, весь 2009 год был тяжелым для нашего народа не только в политическом, но и в экономическом плане.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.